Дидактические игры

             Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Зима»

 Упражнения помогают: Формировать умение сравнивать предметы по величине.

 Определять место предмета в пространстве.

Развивать мышление, наблюдательность, мелкую и общую моторику.

Дидактическая игра «Подбери варежки по цвету»

Играть со снегом нужно в варежках, иначе наши ручки быстро замерзнут. Подберите пару своей варежке.

 «Расположи от меньшего к большему»


 

Пальчиковое рисование «Снежинки»

Дети оставляют отпечаток подушечки пальца в центре каждой снежинк «Расположи от меньшего к большему»

«Найди две одинаковые снежинки»

Дидактическая игра «Елочные игрушки»
Зимой мы встречаем Новый год, самый сказочный праздник. Вы любите этот праздник? На Новый год мы наряжали елочку. А теперь пришло время снять игрушки с елки и сложить в коробку.

Лабиринты и проводилки
Лабиринт – головоломка с различными вариантами сложности. Цель лабиринта – найти дорогу от входа до выхода.Существуют алгоритмы прохождения лабиринтов, но детям совершенно не нужно их сразу показывать. Лучше пусть малыш проявит сообразительность и решит сам логическую задачку, а не учится мыслить шаблонно. Ведь лабиринты для детей – это не только развлечение, но и развитие мышления.


«Сделай целую картинку».

Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки детей с 3 лет.

 Взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.


«Найди всех снеговиков»

Дидактические игры

 «Найди пару»

Воспитатель объясняет правила игры, рассказывает что такое «пара» и предлагает детям найти пару носков.

·         Носок – носки – много носков

·         Говорят: «пара перчаток», «пара носков», «пара варежек». Скажите, сколько туфелек у куклы? Две. Значит это тоже пара. 









Цель:       Формирование  умения  группировать  предметы  по цвету, соотнесение предметов  по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.

Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.


Головоломка

Головоломка – это игра, которая оказывает весьма положительное влияние на развитие ребенка по многим параметрам. Головоломки так же называют «разминкой для ума».

В процессе работы с головоломкой ребенок:

• стимулируют мозговую активность;
• улучшают память и скорость мышления, обработки инфор
мации;

• развивает концентрацию внимания и усидчивость;
• учится решать проблемы всеми возможными способами;
• развивает воображение, логическое, аналитическое и образное мышление;
• развивает зрительно-моторную координацию.

Головоломка «Эмоции» познакомит ребенка с видами эмоций (гнев, удивление, радость, грусть, страх, задумчивость, обида, стеснение) и научит их распознавать.

 Вкладыш состоит из 8 яиц, под скорлупой которых прячутся цыплята. Сначала ребенку нужно открыть каждого цыпленка и отгадать, какую эмоцию он выражает. Затем, когда все цыплята будут открыты, их нужно будет спрятать обратно под 

скорлупу, однако для этого ребенку потребуется правильно подобрать их части.

     

                     "Игра с  бочонками"




Цель: проверка понимания инструкции, адекватности и способов действий, возможности использования помощи, состояния моторики, сформированности понятия величины детей с 4 лет. Стимульный материал: бочонки  шестисоставные или матрешки.

Проведение обследования: взрослый даёт ребёнку матрёшку (бочонок)  и просит её (его) раскрыть, рассмотреть другие матрёшки ( бочонки).  Затем предлагает собрать все матрёшки (бочонки)  в одну ( в один).  При затруднении взрослый берёт матрёшку (бочонок) и просит ребёнка посмотреть, как он это делает: «Сначала беру маленькую матрёшку и ищу чуть меньше, затем подбираю к ней ещё меньше и т. д.». Взрослый показывает складывание матрёшки ( бочонка)  методом проб, привлекая внимание ребёнка к поиску следующей части. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Инструкция обработки: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности.

1 балл - не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла - понимает цель, но действует хаотически, т. е. не учитывает величину, в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет.

3 балла - понимает цель, складывает матрёшку ( бочонок)  методом перебора вариантов, в условиях обучения действует адекватно, после обучения переходит к выполнению задания, пользуясь целенаправленными пробами.

4 балла - понимает цель и самостоятельно складывает матрёшку (бочонок), пользуясь целенаправленными пробами.

Настольная игра « Сбор грибов и ягод»

Цель: закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах.



Иг­рать можно вчетвером. Пусть каждый ребенок возьмет себе фишку. Перед началом игры фишки ставят туда, где начина­ется дорожка — там изображена девочка с корзинкой в ру­ках. Игроки пойдут по тропинке и будут собирать грибы и яго­ды. Перед тем как передвинуть фишку, надо бросить кубик. Сколько точек окажется на его верхней грани — на столько клеточек нужно передвинуть фишку вперед. Если фишка пот падает на клеточку со съедобным грибом или ягодой, следует: передвигаться вперед, туда, куда показывает стрелочка. А вот если фишка оказалась на клеточке с несъедобным грибом или ядовитым растением — придется вернуться назад, также ориентируясь на стрелочку. Называйте вместе с детьми гриб или ягоду, которые попадаются по ходу игры. Победит тот, кто первым соберет полную корзиночку грибов и ягод.

Дидактическая игра  «На воде и солнце»
Цель: Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности.
Заведите с детьми разговор о летнем отдыхе и любимом, всеми занятии — купании (в реке, море, озере). Поинтересуйтесь, кто из детей умеет плавать, как они этому научились. Подчеркните различия между морем, рекой, озером (в море вода соленая и легче плавать, но бывают высокие волны; реки бывают мелкие, с тихим течением и песчаным дном и т.д.  А есть места, где купаться запрещено. Спросите детей почему. Какой знак стоит в таких местах? Как он выглядит? Это — плывущий человек, перечеркнутый крестом.
Теперь предложите детям задание, которое поможет им
проверить, хорошо ли они знают, как правильно себя вести во время летнего отдыха.  Попросите детей розовым  цветом  раскрасить шапочки тех ребят, которые ведут себя  правильно,  жёл­тым цветом — тех, которые ведут себя неправильно. После этого попросите пересчитать, сколько ребят окажутся в ро­зовых шапочках, а сколько — в желтых.
 Последовательно по каждой ситуации спросите детей, как они оценивают действия того или иного ребенка и по­чему именно так.
Поведите беседу так, чтобы не осталось тяжелого эмоционального впечатления, скажите, что такие случаи бывают редко и только с теми людьми, кто ведет себя беспечно и не соблюдает правила безопасности на воде.












Настольная игра-ходилка "Мой Омск"


Предлагаемая настольная игра приглашает детей отправиться в путешествие по городу  Омску и посетить наиболее известные и памятные места нашего города. Начиная со станции «Вокзал  Омск - Главный» и далее следуя заданному маршруту закончить путешествие в нашем замечательном детском садике.

Цель:расширять представления детей о родном городе, познакомить их с некоторыми достопримечательностями. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города.
В игре могут участвовать от 2 до 4 игроков. Нужно поставить фишки на «Старт. Вокзал  Омск -Главный». Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперёд ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Если фишка остановилась на кружочке красного цвета- игрок рассказывает всё, что он знает об этой достопримечательности. Фишка, попавшая на кружок  зеленого цвета  пропускает  ход.  
Побеждает тот игрок, который первый дойдёт до «Финиша. Детский сад №268»



"Социальные  объекты "
Данная игра практикует навык классификации.
Цель: научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.
Описание игры:
Игра представляет собой набор карт формата А4, на которых расположены 6 картинок, относящихся к определенной теме:
1 Театр
2 Школа
3. Стоматология
4.Библиотека и т.д.
Также в набор входят  разрезные карточки, дублирующие изображения на больших картах.
Методические рекомендации:
Дидактическая игра-лото рекомендуется воспитателям старших и подготовительных групп для совместной образовательной деятельности, так же игру можно использовать в играх - викторинах. Количество игроков 5-7 человек. Первые две-три игры ведущий - педагог, в дальнейшем ведущим можно выбрать ребенка.
Форма работы - подгрупповая, парная, а также можно использовать в индивидуальной работе по теме «Мой город, моя страна»
Ход игры: ведущий берет карточку, называет, что на ней изображено, и показывает игрокам. Тот игрок, у которого на большой карте есть такая же картинка, забирает маленькую карточку себе и закрывает ею соответствующую картинку. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не закроет большую карту полностью.



 Цели: Развивать зрительное восприятие, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук, повторять  порядковый счет, знание цветов.
Детям раздаются карточки с раскрашенными шариками. Их может быть несколько вариантов. Каждому ребенку один вариант. Дети внимательно смотрят на свой вариант и запоминают,  как раскрашены шарики. Затем карточку переворачивают и раскрашивают в нужной последовательности, в нужный цвет. Затем проверяют все вместе. Нередко у детей встречаются ошибки. Всё зависит от того как часто педагог включает в свою работу такие упражнения. 



«Лото фрукты-ягоды»
Для детей от 3 до 6 лет
Дидактические цели:
Закрепить знания названий  фруктов и ягод. Пополнение словарного запаса, Развивать память, внимание. Формировать навык чтения.




Художники.
Материал: «Эскизы картин» - листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков.
Цель игры:
  • развитие умения анализировать форму предметов
  • развитие умения сравнивать по их свойствам
  • развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции).
Описание игры: Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) - выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художники придумывают название к своим картинам.









   Игра для развития способности распознавать и выражать различные эмоции (гнев, удивление, радость, грусть, страх, задумчивость, обида, стеснение).

Как играть?

1. Предложите ребенку отгадать, какие состояния изображают цыплята.

2. Придумайте истории, которые могли произойти с цыплятами и выясните возможную причину такого состояния.
3. Поиграйте в игру «Закончи предложение»: «Удивление – это когда…» «Я удивляюсь, когда…» «Мама удивляется, когда…»
Проработайте все эмоции в такой игре, в один день желательно прорабатывать не более двух эмоций.



Дидактическая игра «День-ночь» для использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста, которая знакомит детей с временными понятиями день – ночь. Развивает логическое мышление и наблюдательность.
Побуждает дошкольников различать части сутокДЕНЬ, НОЧЬ, УТРО, ВЕЧЕР по приметам и действиям временного отрезка.
Воспитывает дружеские взаимоотношения во время игры.




Дидактическая игра « Что подарили папе и мальчику»

Цель игры: обогащать словарный запас, упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большоймаленький.


"Сложи цветок по образцу"
Цель: развивать зрительное восприятие и произвольное внимание.

" Найди тень"

Цель: развитие  мелкой  моторики кисти, внимания, наблюдательности, образного мышления. Игра  знакомит  с категорией «большой – маленький».


 Зимние игры:

Лексическая тема: «Новый год у ворот»

 «Расположи от меньшего к большему»




"Найди снеговику пару"
 «Продолжи ряд по образцу»

 




"Сложи разрезную картинку" 
 "Найди пару "


"Крестики-нолики"

Играть в крестики-нолики можно в любом месте и все что вам понадобится для соревнования — это листок бумаги, ручки и карандаши и, конечно, противник. 
Но при желании можно сделать  набор для крестиков-ноликов. Причём такая настольная игра понравится даже малышам, ведь все детали вы ней выполнены в ярком цвете. Тема нашей игры новогодняя.
        1. Расчертите игровое поле из квадратов с
             размерами     3*3
           Договоритесь, кто из участников будет ходить
           крестиками или ноликами, (в нашем  случае 
          (снеговики и пингвины).
        2.  Первый игрок ставит фигуру в любую из клеточек,
              после чего ход переходит следующему участнику
       3.  Второй игрок рисует символ в свободной клеточке,
              и ход возвращается к  первому участнику.
             Игра продолжается пока не заполнятся все клетки,
             или один из участников не сделает цепочку из трёх
             одинаковых символов.
             Причём ряд идёт по горизонтали, вертикали или
             диагонали. Поэтому игрокам нужно ставить
             символы таким образом, чтобы и самому  выиграть,
             и не дать противнику сделать цепочку из трёх
             крестиков или ноликов.



«Летаетплаваетходит»

Цель: Формировать знания детей о приспособлении животного мира к среде обитания.
Задачи Закрепить знания о птицах, животных, насекомых и рыбах, умении их классифицировать по способу передвижения.
Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
Развивать наблюдательность, замечать различия между птицами, животными, насекомыми и рыбами.
Описание игры.
Дать детям рассмотреть картинки, назвать, что на них нарисовано; показать 3 картинки, на которых изображены  земля, вода, воздух объяснить правила.
Задать детям вопрос: Кто ходитлетаетплавает?
 И положить  на картинки «земля»«вода»«воздух».



" Транспорт"
Дидактические игры на классификацию предметов.
Такие игры  являются очень важным инструментом для расширения и активизации словаря. По умению ребенка классифицировать предметы по группам, подбирать для группы предметов обобщающие слова можно судить об уровне его интеллектуального развития, о степени развития его речи, памяти, мышления.

В предметной классификации ребенок ориентируется уже не на внешний вид предмета, а на его назначение, например, по теме «Транспорт» дети классифицируют по группам « Водный транспорт»», Воздушный транспорт», «Наземный транспорт».



 Дидактическая развивающая игра  ЛОТО 
«Что из чего сделано

В группе добавилось много разных пособий и игр. Поделюсь двумя из них. С помощью этих дидактических игр дошкольники познакомятся с начальными понятиями свойства предметов, научатся обобщать предметы по материалам, из которых они сделаны. У малышей будут развиваться мышление, логика, память, внимание, моторика.






Дидактическая  игра "Из чего и для чего"
Цель: способствует: развитию познавательных и умственных способностей детей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представлений о предметах и свойствах предметов. 
Как играть в игру. Попросите ребенка положить всю цветную посуду на нижнюю полку, обобщаем: "Эта посуда цветная, она сделана из пластмассы". 
На стеклянную полку помещаем всю стеклянную посуду и т.д.


Изучаем цвета
«Найди одинаковые предметы по цвету»   


                          «Найди одинаковые по цвету фигуры» 

Игра «Ловкие удочки»
Цель:  развивает ловкость, пространственное мышление, координацию движений.




"Птицы"  половинки игры на липучках 









3 комментария:

  1. Здорово! Очень нужные и интересные игры, а главное развивают детей!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Елена Владимировна за оценку, я всегда стараюсь придумать что -то новое и интересное, сама играю с детьми с большим удовольствием)))

    ОтветитьУдалить